О происхождении атлантических "суперкрейсеров", а заодно - об их предшественниках и современниках
Начнем издалека.
В июне 1904 года флаг Атлантической Республики был поднят на двух броненосцах – ARNS Behemoth и Leviathan. Строились они на британских верфях по чилийскому заказу и должны были носить названия Constitución и Libertad. Но после подписания Майских соглашений с Аргентиной чилийцы на время отказались от наращивания морской мощи и отменили заказ*. В начале 1903 года броненосцы были выставлены на продажу. Долго искать покупателя не пришлось – парламент АР только что утвердил кредиты на развитие флота, и правительство ухватилось за возможность приобрести уже спущенные на воду корабли по сходной цене – два с половиной миллиона фунтов стерлингов за пару. Не последнюю роль тут сыграло и то обстоятельство, что броненосцы были спроектированы под 10-дюймовые орудия. А именно этот калибр (254 мм) пользовался особым расположением Адмиралтейства**. В итоге ARN получил два сравнительно быстроходных и хорошо вооруженных корабля, приспособленных для постановки в узкие доки.
Если первый пункт кораблестроительной программы-1903 был выполнен практически немедленно, то реализация второго (два броненосных крейсера) потребовала нескольких лет. Усилия "скаутского лобби" и прижимистость парламентариев привели к тому, что ассигнования на относительно дешевые легкие крейсера ("скауты") утверждались без проволочек, а обсуждение дорогостоящих проектов откладывалось до следующей сессии – к началу которой, как правило, проект становился еще более затратным. Лишь после того как в 1907 году германские верфи получили заказ на строительство пяти "больших скаутов", адмиралы-консерваторы сумели убедить депутатов в том, что для защиты портов и судоходства нужны корабли с тяжелым вооружением. К тому времен броненосный крейсер устарел как класс, но инерция и консерватизм сделали свое дело – итальянские верфи получили заказ на крейсера Futura и Libertas.
В 1911 году в состав военно-морского флота Республики мог войти еще один заведомо устаревший корабль. В ходе Кильских переговоров немцы, убеждавшие делегацию АР продать остров Слюрветвинд, предлагали в качестве оплаты не только деньги и таможенные льготы, но и броненосный крейсер Blücher, вооруженный целой дюжиной 210-мм орудий. Категорический отказ атлантов стал причиной резкого охлаждения отношений между Германской Империей и Атлантической Республикой. И следующий крупный заказ был размещен в Великобритании.
Следует отменить, что еще до провала переговоров в Киле Палата народа утвердила четырехлетнюю кораблестроительную программу, вошедшую в историю как "Два плюс два". Программа, предусматривавшая строительство двух дредноутов и двух линейных крейсеров, на первый взгляд свидетельствовала о том, что АР на всех парах включилась в мировую гонку морских вооружений. Однако при ближайшем рассмотрении оказывалось, что парламентарии были согласны заплатить лишь за два линкора, а за ассигнованиями на крейсера, эсминцы и подводные лодки правительство должно было обращаться дополнительно – "по мере готовности проектов". В Адмиралтействе вновь разгорелись споры о роли флота в грядущей войне, - и то, что заказ на дредноуты с 14-дюймовым главным калибром был передан компании "Армстронг-Уитворт" уже в июле 1911 года, достойно всяческого удивления.
Первый этап международного конкурса на проект линейных крейсеров был проведен лишь в 1913 году. Строить их планировалось на верфях Лиги. Пока готовили второй этап и корректировали технические условия, в Европе началась Великая война – и проект отложили в долгий ящик. 800-футовые красавцы, вооруженные шестью 14-дюймовками, так и остались на бумаге. Что же касается первого (и последнего) атлантического дредноута, ARNS Patria, то он задолго до окончания строительства, в сентябре 1914-го, был приобретен британским правительством и переименован в HMS Newfoundland. Он участвовал в Ютландском сражении и нес "Юнион Джек" до 1920 года, пока АР не была предоставлена возможность выкупить линкор по льготной цене. Его систершип, ARNS Ocean, был достроен после войны как авианосец (HMS Unicorn). Он вошел в состав Королевского флота в 1921 году, а флаг Республики поднял через пять лет, после весьма драматических событий, о которых – чуть позже.
3 марта 1917 года Атлантическая Республика объявила войну Центральным Державам. Флот, не получивший за четыре года ни одного крупного корабля, успешно выполнил первоочередные задачи (блокада и бомбардировка Нойрура/Никеля с последующей высадкой десанта, блокада Нойрюгена/Мьёлля) и до окончания военных действий внес ощутимый вклад в борьбу с германскими подводными лодками (подтверждено потопление 12 субмарин противника). Броненосный крейсер Libertas принимал участие в обстреле германских позиций в Бельгии. Однако ни боевые заслуги, ни общая эйфория, наступившая после заключения перемирия, не могли отвлечь внимание от того незавидного положения, в котором очутился флот.
По состоянию на ноябрь 1918 года новейшими боевыми кораблями ARN были "малые скауты" собственной постройки (2700-2950 т, 5х120 или 6-7x105 мм), подводные лодки типов Holland L и H-21 и несколько десятков торпедных катеров и морских охотников. В 1919-1921 гг. к ним добавились: линкор Patria, легкий крейсер Cordelia британской постройки, трофейный германский крейсер SMS Dresden (ARNS Mjöll), британские субмарины типа L (8 единиц) и германские подлодки, переданные в счет репараций (10 единиц, в т.ч. две крейсерские), а также шесть 1100-тонных эсминцев, заложенных на Адмиралтейских верфях во время войны. Старые броненосцы – Leviathan, Behemoth и еще дюжина кораблей постарше и поменьше – были отправлены на слом. Британские и отечественные кораблестроители получили заказы на 8 легких крейсеров, 4 эсминца улучшенного типа и серию больших торпедных катеров. Продолжалось переоборудование лайнера AMS Magellan*** в авианосец. Наиболее миролюбивые политики считали, что этого вполне достаточно, но в Адмиралтействе придерживались иного мнения. Там продолжали задавать тон "скаутисты", превыше всего ставившие крейсерские силы и торпедные атаки. Их противники – "водолазы" – утверждали, что в будущей войне важнее всего подводные лодки. Постепенно набирала силу третья партия – "летуны", требовавшая создать мощную морскую авиацию, строить новые авианосцы, авиатранспорты и авиабазы. А вот сторонников строительства новых линкоров не нашлось. Получив огромный и изрядно потрепанный супердредноут, моряки сочли, что второго такого не надо. Поэтому Вашингтонское морское соглашение (1922) делегация АР подписала без лишних споров, удовлетворившись скромной квотой на тоннаж линейного флота – 1,75, наравне с Францией и Италией. В квоту входили и авианосцы – только что достроенный и еще не спроектированный. Напомню, что тоннаж крейсерского и подводного флотов соглашение не ограничивало.
Мода на "вашингтонские крейсера" обошла АР стороной. Вместо того, чтобы строить 10000-тонные корабли с 8-дюймовой артиллерией, "скаутисты" заказали два больших легких крейсера – Castor и Pollux, усовершенствованный вариант британского типа Е. Вместе с тем все большую популярность набирала идея суперкрейсера – хорошо вооруженного и защищенного, с большим запасом хода и отнюдь не "вашингтонским" водоизмещением. В 1924 году Адмиралтейство посвятило этой идее специальное совещание, итогом которого стали пять эскизных проектов. Один из них попал в прессу (полагаю, не случайно) и вызвал серьезный международный резонанс: корабль с тремя трехорудийными башнями и сдвинутой к корме надстройкой был удивительно похож на новые британские линкоры. Поэтому кое-кто решил, что Республика собирается строить отнюдь не крейсер.
В действительности строить еще ничего не собирались. Собственным корабелам не слишком-то доверяли, а постройка за границей выглядела весьма проблематично с точки зрения того же Вашингтонского соглашения. Правда, оставалась возможность разместить заказ в Нидерландах, но об этом никто всерьез не думал – бюджетные рамки были слишком тесны даже для более скромных планов.
А в 1926-м грянул гром – и сотряс Адмиралтейство до основания. Ведомство государственного контролера проверило финансовую документацию морского ведомства и обнаружило, что поставки и услуги оплачивались по двойному и даже тройному тарифу. Начался "адмиральский скандал", закончившейся отставкой всех высших офицеров флота и серией судебных процессов. Ряды "скаутистов" и "водолазов" поредели, "летуны" усилили позиции – и о суперкрейсере на время забыли.
--------------------
* См. историю броненосцев типа Swiftsure
** Производство 254-мм снарядов Арсенал начал еще в 1898 году
*** AMS=Atlantic Mail Ship, стандартное обозначение судов, имевших государственную лицензию на перевозку почты
Views: 367
Tags:
© 2024 Created by lord_k. Powered by
You need to be a member of Tarrantry to add comments!
Join Tarrantry