Кларк Гейбл - комедийный актер, ставший главным героем-любовником Голливуда - охотно фотографировался на фоне своего автомобиля. Сегодня этот фон вызывает едва ли не больше интереса, чем сам герой. Монументальная решетка радиатора. Высокий узкий капот, из которого выходят гофрированные рукава - выхлопные трубы. Огромные колеса. Скошенное лобовое стекло. Покатая закругленная корма. Мечта!
У Гейбла было две таких машины. Одна - собственная, вторая - полученная во временное пользование от фирмы "Дюзенберг". Репутацию "поставщика звезд" надо было поддерживать постоянно - даже когда звезды не торопились заказывать новый автомобиль. К родстеру будущего исполнителя роли Ретта Батлера мы еще вернемся, но сперва - о рождении знаменитой марки.
В 1913 году два иммигранта из Германии, братья Фридрих (Фред) и Август (Оги) Дюзенберг, основали в Де Мойне, штат Индиана, компанию по производству спортивных автомобилей. Машины они собирали вручную, в очень небольшом количестве. Известность марка получила в 1914 году, когда Эдди Рикенбахер (впоследствии под слегка измененной фамилией - Рикенбейкер - он войдет в историю как лучший американский ас Первой мировой) занял на "Дюзенберге" 10-е место в гонке "Инди-500". Казалось бы, прийти к финишу десятым не столь уж почетно, но в этой 500-мильной гонке славу зарабатывал любой участник, прошедший дистанцию полностью.
Во время войны братья Дюзенберг выполняли заказы военного ведомства на автомобильные и авиационные моторы. Производство было перенесено в штат Нью-Джерси.
В 1919 году Фред и Оги перебрались в штат Индиана и приступили к выпуску модели А - легкового автомобиля высшего класса. Это была первая серийная американская автомашина с рядным 8-цилиндровым двигателем, четырьмя клапанами на каждом цилиндре и гидравлическими тормозами на всех колесах. Выглядела она просто и вместе с тем необычайно представительно - хотя по размерам уступала большинству "братьев по классу". Среди тех, кто по достоинству оценил этот автомобиль, был актер Рудольфо Валентино, по которому в "ревущие двадцатые" сходила с ума большая часть женского населения Соединенных Штатов. Одно это должно было стать отличной рекламой модели А, однако заказчиков было не так уж много. За шесть лет завод в Индианаполисе выпустил всего 650 автомобилей - чуть больше сотни в год, по две машины в неделю. Участие в соревнованиях не приносило братьям прибыли, а для развития производства нужны были серьезные инвестиции. Очевидно, Фред и Оги в людях разбирались значительно хуже, чем в технике: два инвестора, привлеченные в качестве компаньонов, тут же смылись со всеми деньгами, которые еще оставались в кассе компании.
На помощь Дюзенбергам пришел Эррет Лоббан Корд - промышленный магнат, который за два года до этого выкупил другую разорившуюся автомбильтную компанию - "Оберн". Завод перешел в его собственность, главным инженером был назначен Фридрих Дюзенберг, директором - Август.
Братья получили задание создать самый мощный, быстрый, комфортабельный и дорогой автомобиль в мире, способный конкурировать с "Роллс-Ройсом" и "Мерседесом", "Испано-Сюизой" и "Изоттой-Фраскини". Работа над проектом началась в октябре 1926 года, и уже через несколько месяцев мистеру Корду был представлен прототип - модель Y. Новый владелец фирмы остался недоволен увиденным: по его мнению, машинка получилась маленькая и несерьезная.
Фред и Оги учли пожелания Корда, и в 1928 году на Нью-Йоркском автосалоне был представлен автомобиль, удививший мир - модель J.
На выставочном стенде красовалось голое шасси с двигателем, не имевшим себе равных. Мощность рядной 6,8-литровой "восьмерки" равнялась 265 лошадиным силам - втрое выше, чем у других моторов такого объема. Новый "Дюзенберг" был способен разогнаться до 192 километров в час и на второй скорости уверенно выжимал 150. Длинная колесная база позволяла устанавливать на шасси кузов любого типа - от двухместного родстера до семиместного лимузина.
Задание Корда было выполнено на "отлично": братья создали самый мощный и самый быстрый серийный автомобиль в мире. И самый дорогой: шасси в базовой комплектации стоило восемь с половиной тысяч долларов, за кузов нужно было выложить еще пять тысяч, а вариант с нагнетателем, повышавшим мощность до 320 л. с., мог вместе с кузовом обойтись и в 25 тысяч долларов.
И все же ожидания магната были жестоко обмануты: он планировал выпускать пятьсот "Дюзенбергов" год, а в 1929 году заказали лишь двести машин. В 1930-м - еще меньше, около сотни. Ничего не поделаешь, "черный вторник", финансовый кризис. Великая Депрессия убила немало автомобильных марок, положила конец многим амбициозным проектам. Корд, для которого основной статьей дохода были авиамоторы, дело сворачивать не стал - он мог себе позволить поддержку убыточного, но чрезвычайно престижного производства. Фирмой руководил Оги Дюзенберг - его старший брат скончался от пневмонии через месяц после ослепительной нью-йоркской премьеры.
В объявлениях "Дюзенберга" автомобили никогда не фигурировали. Реклама была весьма необычной для 1930-х годов: элегантная леди или солидный джентльмен с подписью "Она (он) водит Дюзенберг". И все!
Кому же посчастливилось ездить на "Дюзенберге"? В числе заказчиков - такие разные люди как авивтор-кинопродюсер Говард Хьюз и гангстер Аль Капоне, итальянский король Виктор Эммануил III и герцог Виндзорский, актрисы Грета Гарбо и Мэй Уэст, издатель Уильям Рэндолф Херст и его пассия Мэрион Дэвис. Альфонс XIII, король Испании, после революции отправился в изгнание со своим верным "Дюзенбергом".
Кузова для модели J строили лучшие американские ателье - "Мерфи", "Роллстон", "Боман энд Шварц". Немало кузовов было построено в Европе. Что же касается родстера Кларка Гейбла, то его "одевали" на сравнительно малоизвестном предприятии - "Сентрал Мэньюфэкчуринг Компани", принадлежавшем все тому же Корду. Таких автомобилей построили всего два - второй купил Гэри Купер, не менее знаменитый актер. От других "Дюзенбергов" они отличались короткой базой (3,18 м) и двухкарбюраторным двигателем, развивавшим до 400 л. с.
Увы, с годами недостатки модели J перевесили ее достоинства. Она и поначалу не была идеальной - четырехскоростную коробку передач пришлось почти сразу заменить на трехскоростную, позволявшую лучше контролировать автомобиль на высоких скоростях. Но эта коробка была несинхронизированной и быстро устарела. А найти ей замену компания не позаботилась. Другим недостатком машины была конструкция рамы, не позволявшая устанавливать новомодные приземистые кузова. Публика заглядывалась на низкие обтекаемые машины, рядом с которыми высокий и величественный "Дюзи" выглядел эдаким динозавром.
И все же эти автомобили производили до 1937 года, пока промышленная империя Корда не потерпела крах.
Всего был выпущен 481 "Дюзенберг" модели J. Некоторые подолгу ждали покупателей. Известно, что последний заказ был выполнен в 1940 году - "автомобиль-мечту" купил художник Рудольф Бауэр, один из тех, кого в нацистской Германии объявили апологетом дегенеративного искусства.
"Дюзенберг" - самый известный американский автомобиль межвоенной эпохи. Смешно и подумать, что в 1950-е годы модель J можно было купить за 100-200 долларов. Те времена давно прошли, марке возвращен былой престиж (были даже две попытки ее возродить), на аукционах автомобили с дюзенберговской эмблемой уходят за миллионы. Уходят, надо заметить, своим ходом - большая часть продукции братьев пребывает во вполне работоспособном состоянии. На совесть строили в штате Индиана!
Views: 486
Tags:
Comment
а я обогатился Мэрион Дэвис,спасибо!
Помню этот пост, видел его по ссылке у Just a Car Guy.
воодушивился вашим текстом и Мэрион Дэвис и нашёл следующее1
http://www.midwestguest.com/2009/09/auburn-cord-duesenberg-museum-d...
хе-хе ! отлична ! у меня юпек такой есть!
© 2024 Created by lord_k. Powered by
You need to be a member of Tarrantry to add comments!
Join Tarrantry