Первая попытка сварить пиво на островах, входящих ныне в состав АР, относится к XV веку. В летописях Слюрветвинда есть упоминание о "людях с Ютланда", которые "два лета и одну зиму варили добрый напиток из ржаного солода" (о том, что использовалось в качестве охмелителя/консерванта, не сообщается). Это полезное занятие им пришлось прекратить после сильнейших холодов и жестоких штромов, когда жители острова оказались на грани голодной смерти. Пивоварение в датских владениях возродилось лишь в начале XVIII века и развивалось так же, как и в метрополии: от "дворовых" пивоварен с мизерным объемом производства к относительно крупным предприятиям, использующим научные методы и совершенное техническое оборудование. Процесс этот не остановился и после войны 1864 года, когда Слюрветвинд и Мьёлль стали владениями соответственно АР и Пруссии. В настоящее время на Северных Островах действуют не менее двух десятков лицензированных пивоварен, производящих как стандартные (золотой и темный лагер с содержанием алкоголя от 3,5 до 6%), так и специальные (темное "рождественское пиво", двойное светлое, ржаное). Продукция двух крупнейших - Petersen Bryggeri и Publik-Bryghuset Mjøll - поставляется как на другие острова АР (8% общего объема производства), так и за рубеж (3%).
На другие острова пивоварение пришло позже - жаркий климат не способствовал развитию отрасли, а главным напитком веками почитался ром. Сохранились отрывочные сведения о выходцах из Нижних Земель, которые экспериментировали со спорадическим брожением и экзотическими охмелителями наподобие апельсиновой цедры. Однако острова не стали второй родиной ламбика. Первым удачливым пивоваром оказался Цвартхендрик (Черный Хендрик) - таково было прозвище бывалого пирата, по некоторым данным уроженца Утрехта. "Был он весьма отважным моряком, - пишет о нем хронист, - но в 1711 от Р.Х. при Тобаго получил страшные ожоги от разрыва брандкугеля и лишился одного глаза. Болел и мучился долго и дал зарок не выходить больше в море, если выживет. Поселившись на Малом Острове, стал варить пиво, ячмень выращивал сам, а хмель брал привозной". Судя по воспоминаниям современников, пиво, сваренное Цвартхендриком, больше всего напоминало голландский Oud Bruin. Ныне в его честь называется популярный сорт янтарного лагера - Black Henry.
Однако дело, начатое одноглазым пиратом, надолго заглохло после его смерти в 1732 году. Лишь в конце XVIII века монахи-цистерианцы, бежавшие на вольный Август-Айленд из Европы, где борьбу с их орденом вели и французские революционеры, и австрийский император, основали свою обитель на склонах Восточного нагорья и занялись организацией "правильного хозяйства", включавшего и пивоварение. За короткий срок им удалось вырастить хмель, по свойствам не уступавший богемскому. Пиво монахи варили для себя, но каждый год отдавали несколько бочек в Августвильский госпиталь, "на восстановление сил больных и увечных". В 1837 году, когда правительство недавно провозглашенной Республики обложило монастырь налогом, цистерианцы открыли при обители лавку, где пиво продавали всем желающим. Кроме того, они безвозмездно делились секретами своего ремесла и помогли многим сельским хозяевам правильно выращивать хмель, а пивоварам - готовить солод и сусло. Сорт White Monk, который варят у Шарпантье в Августвилле - прямое подражание монастырскому пиву.
Главным фактором в истории промышленного пивоварения стало развитие военного флота. Конрад Коллеони, став командующим, постоянно заботился о здоровье моряков. Сам он не употреблял ничего крепче пива и в плавание всегда брал бочонок светлого, прошедшего двойное охмеление (в данном случае хмель добавлялся не столько для крепости, сколько в качестве консерванта). Нижним чинам в походах выдавали ром или тростниковую водку на бразильский манер, а офицерам запрещалось покупать пиво вскладчину, чтобы не перегружать корабль. Однако в 1869 году, отправившись на британские верфи, адмирал Коллеони познакомился с напитком, который варили специально для колоний - Indian Pale Ale. Этот сорт эля, значительно крепче обычного, не портился месяцами даже в жару и служил отличным профилактическим средством против цинги, малярии и других болезней. По возвращении в Кор командующий распорядился выписать из Англии пивоваров, которые смогут наладить производство подобного напитка для Флота Республики. Так появилась Naval Brewery, военно-морская пивоварня, а вместе с ней - до сих пор сохраняющий популярность Navy Ale. C 1871 года моряки получили возможность выбирать между ромом и элем, "а кто вовсе не пьет, тому прибавить к денежному довольствию по полтора атланта в месяц, но только если болеть не будет".
Целебное "флотское пиво" продавалось и на свободном рынке. Что интересно, поначалу им торговали только в аптеках. Подражаний Navy Ale было множество (из доживших до наших дней следует отметить Old Admiral, гордость Grand Isle Brewery) и к началу 1890-х годов они изрядно потеснили ром и другие крепкие напитки. Вместе с целебным военно-морским элем в наступление пошли промышленные лагеры. Стремительный рост их популярности был связан с угольной лихорадкой последней четверти XIX века. Как и во многих других странах, владельцы шахт были заинтересованы в дешевом бутылочном пиве, котором можно было бы торговать прямо у выхода из забоя. Именно этот интерес подхлестнул создание ряда крупных современных пивоварен, где лагер варили по "научным методам" (германским или австрийским), используя холодильные машины Линде. В 1895 году четыре островные гильдии пивоваров объединились в Большую Гильдию, направившую своего полномочного представителя в Федерацию торговых и промышленных палат.
Тогда же появилась первая индустриальная пивоварня на острове Нойрур, будущем Никель-Айленде. Ее основал Максимилиан Венцель, выходец из Баварии. Слово Dampf- в названии его предприятия - Wentzel Privat-Dampfbrauerei - указывает на использование паровых машин, впоследствии замененных дизель-электрическими генераторами. К 1914 году на небольшом острове под флагом Германской Империи действовало 18 пивоварен, из которых только одна, принадлежавшая Венцелю, располагала собственным стеклозаводом и отпускала пиво как в бочонках, так и в бутылках. Остальные поставляли продукцию пивным залам и разнообразным харчевням. После присоединения Нойрура к АР структура отрасли осталась прежней - на 1 января 1934 работают 16 пивоварен, из которых только три разливают пиво в бутылки.
Импорт пива, начавшийся после Великой войны, не оказал особого влияния на структуру потребления. Дешевый напиток, перевезенный через океан, становится дорогим и доступен далеко не всем. На долю импортных сортов пива приходится не более 1,5% объема продаж, торгуют им главным образом в ресторанах и винных магазинах. Главные поставщики - Великобритания, Свободное Государство Эйре и Бельгия.
Views: 281
Tags:
Comment
На здоровье.
Надеюсь, что вскоре удастся выпить пива с некоторыми атлантами.
Очень душевно!:-))
Спасибо!
© 2024 Created by lord_k. Powered by
You need to be a member of Tarrantry to add comments!
Join Tarrantry