Tarrantry

The world that could be

Коста Ленорман был англофилом, несколько может быть им сын француза и итальянки, родившийся в Ницце. Правда, свое детство на Лазурном берегу он помнил очень смутно - семья переехала в Кор, когда ему едва исполнилось четыре года. Отец работал шеф-поваром в "Гранд-отеле", пока его не переманили в новый и куда более роскошный "Сплендид", мать вела хозяйство и воспитывала младших братьев Косты.
Отцовских кулинарных способностей юноша не унаследовал. Его влекла механика. Сверстники мечтали служить на флоте или в морской пехоте, а он - к удивлению вербовщиков - записался в армейский транспортный дивизион. Выучился водить и (что немаловажно) ремонтировать грузовики. И после службы пошел в гараж де Винтера - сперва учеником, через год стал полноправным автомехаником, а дальше так сработался с пожилым фламандцем, что тот предложил ему стать компаньоном.

Были долгие споры с отцом, Коста даже ушел из дома, но в конце концов Ленорман-старший смирился и выдал старшему сыну требуемую сумму. На гараже появилась новая вывеска - "Де Винтер и Норман" (молодой человек решил сократить и англизировать свою звучную фамилию), а сам гараж значительно расширился - дело шло хорошо, автомобилей становилось все больше, появился рынок подержанных машин, и приведение в приличный вид сильно потрепанной "Тин Лиззи" с целью последующей перепродажи оказалось достаточно выгодным делом.

Компаньоны чуть не рассорились из-за синего "Франклина". Этот автомобиль, совсем новый, был куплен на распродаже имущества разорившейся фирмы по торговле недвижимостью по соблазнительно низкой цене. Работы механикам он задал совсем немного - ничего не ремонтировали, только проверили. Вот еще поставить вместо стандартных фар узкие, по последней моде - и можно продавать. Именно на "Франклин" загляделся турист из Чикаго, явившийся в гараж с вопросом: "А нельзя ли у вас взять какую-нибудь машинку напрокат?"

Прокат в Атлантической Республике находился в зачаточном состоянии. Гостиницы такого класса как "Сплендид" держали гостевые гаражи - два-три дорогих фаэтона, которыми (как и услугами шофера) за дополнительную плату могли пользоваться постояльцы. А прокатных контор не было. И, получив от чикагца расписку с обязательством вернуть "Франклин" к восьми вечера и купюру в пятьдесят атлантов в качестве залога, Коста дал ему ключи.

Изуродованный синий седан в гараж доставили только через два дня. Турист медленно приходил в сознание в муниципальной больнице Кора. Лихая езда по серпантину дорого обошлась и ему, и "Франклину", и гаражу. Старый фламандец, рассчитывавший сорвать хороший куш с перепродажи, потерял самообладание и громко проклинал Косту на трех языках. А его молодой компаньон предпринимал просто титанические усилия, чтобы сдержать свой средиземноморский темперамент. Только повторял: "Я не уйду, пока не отремонтирую этот проклятый седан". И починил - работал по ночам, покупал запчасти и обивку, колдовал с красками и лаком. Покупателя нашел сам.

Де Винтер сменил гнев на милость. А Коста Норман, читая на досуге объявления в британских журналах, серьезно задумался о прокате, благо на бульваре Трех Адмиралов вот-вот должна была открыться первая настоящая контора, с дюжиной маленьких "Остинов" и регламентом, прошедшим все инстанции.

Коста сам ездил на "Остине" - зеленом родстере с "лодочной кормой", кузов которого не имел аналогов в мире, ибо был плодом совместных усилий работников гаража. Он любил свою машину и знал, что она понравится даже тем, кто привык к куда более просторным и мощным автомобилям. Но контору открывала одна из дочерних компаний Роллинга, которая могла себе позволить и убытки в первые месяцы работы, и оплату совсем не дешевой страховки круглый год - заведомо зная, что в сезон дождей "Остины" будут простаивать. Для гаража все это было недостижимой роскошью. Конкурировать с гигантами, предлагая заниженные тарифы, - об этом Де Винтер и Норман и мечтать не могли. Разве что если циклокары закупить, но будут ли туристы ездить на этих смешных машинках?

Через год после истории с "Франклином" Коста отправился в путешествие своей мечты. Отец выгодно продал дом в Ницце и четверть вырученной суммы отдал сыну - "На твое грязное дело, малыш". Хочется сказать, что Ленорман-старший на радостях расстался с деньгами, но не будем грешить против истины, дело обстояло иначе: услышав, что отец собирается заключить сделку, Коста отказался от наследства - при условии, что получит свою долю от продажи родительского гнезда. Мать устроила сцену с криком и слезами, почтенный родитель молчал, но трубку выколотил с такой силой, что едва не разбил чубук. А потом все поняли, что так будет лучше. В конце концов, старший сын - уже отрезанный ломоть, живет на съемной квартире, с двадцати одного года не взял из дома ни цента. Наследство пригодится его братьям - средний уже помогает отцу на кухне "Сплендида", младший постигает кулинарное искусство в Лионе. Пусть они продолжат семейное дело. Сумма же, полученная за дом на Лазурном берегу, оказалась настолько весомой, что Коста наконец-то смог зайти в агентство Кука как серьезный клиент, а не какой-нибудь зевака. И выйти с целым веером листков мелованной бумаги - билет в туристский класс "Беренгарии", квитанция за оплату номера в лондонской гостинице, подтверждение полудюжины заказов, от экскурсии в Стратфорд-на-Эйвоне до билетов в "Друри Лейн" и "Палладиум". Де Винтеру он дал четыреста атлантов - месячную зарплату временного механика. И представил того, кто должен будет отработать эти деньги - веселого парня, который пару недель назад приехал из Магнума.

Неделя на борту парохода была самой долгой в жизни Ленормана-Нормана. Он так мечтал об этом вояже, а "Беренгария" шла так медленно... И эта очередь на таможне в Саутгемптоне - разве по нему не видно, что он ничего предосудительного с собой не везет? И поезд, который столько времени тащится до Лондона... Да и Лондон ли это? Бесконечные кирпичные стены, бессчетные трубы, все в копоти, ничего похожего на прекрасные фотографии в "Новостях мира" и "Сфере".

Но все эти мысли улетучились, когда Коста вышел из под арки вокзала Ватерлоо. Во-первых, перед ним был тот самый Лондон, куда он так стремился. А во-вторых, совсем рядом с аркой стояло нечто, заставившее молодого путешественника в корне изменить свои планы.

Конечно, ему был знаком этот приземистый автомобиль, заманчиво сверкавший желтым лаком. Но одно дело - видеть картинки в журналах и на сигаретных карточках, и совсем другое - живая натура. Ни одного "Моргана" в Атлантической Республике еще не было.

Он стоял, завороженный красотой этого трехколесного чуда, пока носильщик не рявкнул: "Вот ваш кэб, сэр. Не желаете ли заплатить?"

Экскурсия в Стратфорд была отменена. Залы Ковент-Гардена не досчитались одного зрителя. Коста Норман на второй день пребывания в Соединенном Королевстве умчался в вустерширскую глушь, где под аккомпанемент кукареканья петухов и овечьего блеяния строил свои удивительные машины мистер Морган.

Хозяин молвернского заводика был старше Косты почти на двадцать лет. Гостя, сообщившего о визите по телеграфу, принял настороженно. Но понадобилось всего полчаса, чтобы Генри Фредерик Стенли Морган начал относиться к мистеру Норману из Кора с полным доверием.

Гость следовал за хозяином, как тень. Обкатывал машину за машиной. Вникал во все тонкости управления и производства. Восхищенно ахал - и морщил лоб, пытаясь понять последовательность действий, казавшуюся поначалу нелогичной. А мистер Морган, которого все вокруг называли просто Эйч-Эф-Эс, терпеливо объяснял.

Они подружились - высоченный латинянин с набриолиненным пробором, и коренастый англичанин, везде и всюду ходивший в кепке (поговаривали, что он ее снимает лишь входя в церковь и в спальню). Владелец "Морган Мотор Компани" еще ни разу не видел такого живого интереса к своим произведениям. Но когда на четвертый день Коста объяснил ему, что он собирается делать с этими прекрасными трехколесными автомобилями, Эйч-Эф-Эс выдержал длинную паузу и расстановкой произнес: "Да вы. С ума. Сошли".

С точки зрения Косты, в его проекте не было ничего безумного. Простой расчет - если мистер Морган согласится продать ему шасси без мотора, покупка (включая доставку) обойдется совсем недорого и не надо будет платить таможенную пошлину. Двухцилиндровые моторы JAP производятся по лицензии в Магнуме. А кузова сделают в Коре - там немало хороших мастеров.

"Да, конечно, по ту сторону лужи даже собирают "Роллс-Ройсы", - урезонивал гостя Эйч-Эф-Эс. - Остиновскую "семерку" вполне прилично мастерят и у вас, и в Саксонии. Мои коляски уже пару лет собирает во Франции мсье Дармон. Но там везде серьезное производство, а вы не располагаете ничем кроме буйной фантазии!"

Коста стоял на своем. Сейчас он купит один автомобиль, "Аэро Спортс". С кузовом, но без мотора. А через несколько месяцев пришлет заказ на полдюжины шасси, вот увидите!

Шасси и кузов отправляли отдельно. Мистер Морган удивленно поднял бровь, когда гость протянул ему полученный по фототелеграфу заказ на "специальные театральные декорации" (под этим условным названием кузов должен был следовать из Ливерпуля в Кор). Но ничего не сказал - на его счету уже были куда более странные заказы. Коста довольно потирал руки - надо же было вовремя вспомнить о недавнем клиенте, директоре музыкального театра!

Ящики, привязанные к платформам двух торникрофтовских грузовиков, весили больше своего содержимого. Чек на 125 фунтов стерлингов - сдан в банк и немедленно погашен. Эйч-Эф-Эс проводил гостя на поезд и пожелал удачи. На следующий день однотрубная тихоходная "Самария" отошла от причала, увозя ценный груз вместе с владельцем.

Норману до смерти хотелось поскорее собрать свой новый автомобиль. Но ящики из порта отправились не в его гараж, а в кузовную мастерскую Мануэла Карнейру. Да и двигатель агент обещал доставить только к концу недели - только что купили большую партию, на складе нет ни одного.

Карнейру попросил не беспокоить его до четверга. А в четверг изрек: "Я таких кузовов сделаю хоть шесть, хоть тридцать шесть. Наше масличное дерево ничем не хуже их ясеня. Жесть будем ставить магнумскую, питтсбургскую или из Германии заказать?" Сошлись на магнумской.

Отцовских денег оставалось еще много - дом ушел за миллион франков, после поездки на счету у Косты было двести двадцать тысяч атлантов. Шесть шасси заказали телеграфом. Эйч-Эф-Эс обещал отправить груз через две недели. А механик Норман на зеленом ("британском гоночном зеленом!") Моргане стал разъезжать по инстанциям. Торговая палата. Финансовый советник. Налоговое управление. Аудитор. Адвокат (надо же оформить лицензию на производство!).

К тому времени, когда пришел пароход с шестью ящиками, гаражу "Де Винтер и Норман" была выдана лицензия на прокат циклокаров - ибо детища мистера Моргана в Атлантической Республике (да впрочем, и не только там) автомобилями не считались. Задний двор гаража был расчищен, там появился навес, а на фасаде - рекламные плакаты, задрапированные до поры до времени. Расширяться, то есть арендовать пустующее складское здание по соседству, де Винтер категорически отказался. А в остальном смотрел на затею благосклонно: английский автомобильчик привлек новых клиентов, работы стало невпроворот, новенький механик из Магнума подписал с хозяевами договор на полгода, и в помощь ему взяли еще двоих. Причем все это - на деньги молодого компаньона. Ему бы подумать о своем доме, своей семье, а он, видите ли, мир завоевывает. И правильно делает, между прочим - когда же завоевывать, если не в молодости!

Коста обнаружил, что трехколесный автомобиль с сигарообразным кузовом нравится не только ему. Друзья (даже тот, который лишь недавно купил у него "Остин") наперебой просили покататься. Девушки оказывали всяческие знаки внимания - одна даже приехала из Августвилля, чтобы совершить по столице круг почета на этом чуде. Репортеры щелкали затворами. Лучшей рекламой "Моргану" (и будущему бизнесу) был сам "Морган".

После того как шесть шасси были одеты в зеленые кузова от Карнейру и снабжены моторами-"рогатками", их неделю обкатывали. Лишь после этого была сорвана драпировка с двух щитов, возвещавших о начале проката настоящих британских спортивных машин. Разложены листовки в вестибюлях гостиниц. Даны объявления в газетах. И успех не заставил себя ждать. К некоторому удивлению Косты, большинство клиентов были отнюдь не туристами - молодые жители Кора с готовностью платили двадцатку за два часа обладания "Морганом". При том, что прокат на сутки стоил всего тридцать пять. Впрочем, Норман быстро перестал удивляться - его сверстники с детства заглядывались на дорогие родстеры с элегантными кузовами, зная, что обзавестись таким автомобилем смогут только годам к тридцати, если не к сорока. А тут появилась возможность прокатиться с ветерком, без сюрпризов вроде дядиного наследства или выигрыша в лотерею.

Туристы тоже проявили интерес. Брали машину, как правило, на два дня, а то и на три. Бывало так, что за целые сутки ни один "Морган" не возвращался под навес. Но самое главное - уже на третий день существования прокатного бизнеса некий солидный господин явился к Косте с вопросом: "Нельзя ли купить такую машину?" Механик объяснил, что если наберется шесть заказчиков, готовых внести задаток, то мистер Морган будет рад отправить в Кор новую партию шасси. И всего через месяц в Молверн была отбита телеграмма: "540 ф тчк ст тчк переведены зпт прошу подтвердить зпт сообщить сроки тчк документы почтой тчк Коста". А Мануэл Карнейру принялся подбирать краски - одному клиенту хочется зеленый кузов, но потемнее, другому небесно-голубой, а третьему красный, как у итальянских гонщиков.

В гонках Коста не участвовал. Дал зарок родителям, когда на первой после войны Semaine de Vitesse разбился соседский сын. Но на парад в честь праздника Святого Роха записался - и проехал по бульвару Трех Адмиралов и старому городу в шлеме и очках-консервах, налепив на борта машины моргановскую эмблему и плакат с рекламой - не проката, а де Винтера и Нормана.

Через год после возвращения из Англии Ленорман-Норман разместил в трех газетах объявление:

Де Винтер - Норман,

агенты "Морган Мотор Компани" в Атлантической Республике

продажа, техническое обслуживание, прокат

За 9 месяцев мы продали 36 автомобилей

Теперь, по случаю полного обновления прокатного парка, продаем еще шесть - по особым ценам.

Этим "Морганам" всего 270 дней. Мы гарантируем, что они будут служить вам долгие годы.

Парк был и обновлен, и увеличен ровно вдвое - гараж подписал контракт с новой гостиницей "Клуб де Мер" (семейный отдых, 500 номеров, кондиционирование воздуха), которая открыла у себя второй прокатный пункт. Кузова теперь делал не только Карнейру, но и Виттман, старый приятель и земляк де Винтера.

Вместе с дюжиной "прокатных" шасси в Кор пришел еще один ящик. Коста, переписывавшийся с Морганом, заказал для себя вариант со специальной гоночной подвеской. Он по-прежнему не собирался участвовать в гонках, но у него были большие планы. Это шасси обойдется без деревянной рамы - на него поставят алюминиевый кузов, сделанный в Никель-Сити. Новый, уникальный автомобиль, уже нареченный (с разрешения Эйч-Эф-Эс) Morgan Aero Sports Norman Special Roadster, постоит недельку на вращающемся пьедестале в холле "Клуб де Мер". А потом...

"Потом" наступило через месяц, когда диктор, рапортовавший в прямом эфире об очередной "неделе скорости", сообщил, что в классе до полутора литров наилучший результат в одиночном заезде (драматическая пауза) показала мисс Лана Томас, номер 3, двухцилиндровый "Морган-Норман", (пауза еще дольше) 153 и 4 десятых километра в час! Браво, мисс Томас!

"Браво!" - кричал и Коста, бешено аплодируя на трибуне августвилльского автодрома. Он не гадал, сколько продлится его роман с эксцентричной дочерью табачного фабриканта, но твердо знал, что Лана - прирожденная автогонщица.

А еще через неделю, когда Норман копался в дряхлых внутренностях шестицилиндрового "Гарфорда", кассир сообщил, что в конторе ждет посетитель по важному делу. Коста ополоснул руки в ведерке с бензином и двинулся в угловую будку, именовавшуюся "конторой".

Посетитель выглядел так, что механик на мгновение устыдился и запаха горючего, и своего промасленного комбинезона: кремовый костюм, белый галстук с бриллиантовой булавкой, ослепительно-желтые ботинки. На столе лежала мягкая шляпа, стоившая никак не меньше, чем трехдневная аренда "Моргана".

- Меня зовут Джо. Джо Спенсер. Очень рад познакомиться с вами, мистер Норман. Я хотел бы заказать у вас автомобиль... Не совсем обычный автомобиль.

- Такой, как у Ланы Томас?

- Нет-нет, совсем другой. Я знаком с "Морганами", ездил на них в Англии, брал и у вас напрокат - вы были в отъезде, так что не помните меня. Мне он нравится, но хотелось бы... Позвольте, я покажу.

Посетитель вытащил из кармана блокнот и продемонстрировал очень грамотно нарисованную схему - "Морган" с полноценным капотом и продольно установленным четырехцилиндровым двигателем. Коста хмыкнул. Он знал, что такой автомобиль собирается построить Эйч-Эф-Эс, тот совсем недавно делился планами, даже писал, что остановил свой выбор на маленьком фордовском моторе для модели Y.

- Если вы возьметесь за этот заказ, я сам закажу двигатель. Мне кажется, что больше всего характеру такой машины будет соответствовать литровый французский "Руби". Понятно, что это сложная работа, и она должна быть достойно оплачена...

Коста поделился своими сомнениями - мол, Морган может быть против, в лицензии ничего не сказано о праве на внесение изменений в конструкцию.

- А если согласится - возьметесь?

Эйч-Эф-Эс дал согласие по телеграфу. Попросил поделиться чертежами и фотографиями. Работа началась, и вскоре Коста уже знал, что его франтоватый клиент - инженер, заработавший несколько миллионов на государственных подрядах в Августвилле и решивший попробовать свои силы в политике. Минувшей зимой он одержал победу на дополнительных выборах, перебрался в Кор, и теперь представляет 2-й август-айлендский округ в Палате Народа.

Потом в журналах и книгах будут писать, что гонку между Морганом и Норманом выиграл Норман. Никакой гонки не было, каждый делал свою работу, но факт остается фактом: в Коре четырехцилиндровый "Морган" появился раньше, чем в Молверне. На целых полтора месяца. И ездил быстрее.

Views: 347

Comment

You need to be a member of Tarrantry to add comments!

Join Tarrantry

Comment by der Fluger on September 1, 2011 at 12:15pm
Перечитал в очередной раз удовольствия ради :)
Comment by lord_k on April 10, 2011 at 8:23am
Спасибо и Вам, дорогой друг.
Comment by lnago on April 10, 2011 at 1:08am

Невероятно "рельефная" история!!!  И если б мне сказали: да, такое возможно - я бы возразил - нет! это не "возможно", это было на самом деле!

Спасибо, Сэр.

Comment by lord_k on April 9, 2011 at 10:49pm

Спасибо, der Fluger.

Я постарался сделать портрет Эйч-Эф-Эс Моргана максимально близким к оригиналу.

Comment by der Fluger on April 9, 2011 at 10:44pm
Замечательно, великолепно! Хорошо, когда наша сказка дополняется именно такими главами.
Comment by lord_k on April 9, 2011 at 9:41pm

Спасибо, vasillich

Я старался.

Comment by vasillich on April 9, 2011 at 9:34pm
Чудесная, великолепная история!
Comment by lnago on April 9, 2011 at 8:53pm
Ща-а-а-с, дождусь когда мои улягутся и посмакую...!

© 2024   Created by lord_k.   Powered by

Report an Issue  |  Terms of Service