Tarrantry

The world that could be

Плюс два (часть II)

Начало здесь

"Адмиральский скандал" не то чтобы подорвал репутацию флота, но надолго лишил военных моряков героического ореола. Навсегда ушел в прошлое забавный образ, созданный атлантическими карикатуристами: Адмиралтейство в виде оборванца в огромной треуголке. У морского офицера, заказавшего в баре двойной бренди, теперь запросто могли спросить: "А заплатите вчетверо?". Нет, флот не лишился симпатий простого народа и политиков - но ни рядовые граждане, ни их избранники не собирались забывать о сотнях тысяч, растраченных высокими чинами на "своих людей" и "скромные удовольствия". О характере удовольствий красноречиво свидетельствовали обстоятельства ареста контр-адмирала Бернхарта, начальника экономического управления флота: сержанты военной полиции явились за ним в гримерку оперного тенора и были весьма смущены, обнаружив, что Бернхарт совершенно раздет, зато на голову водрузил пудреный парик с буклями. На теноре даже парика не было. В газеты эта история не попала, но пересказывали ее часто и охотно, уснащая множеством пикантных подробностей.

В этой ситуации можно считать большой удачей назначение нового морского министра. Лейтенант-коммандер запаса Курцио "Кертисс" Паулуччи, уроженец Магнума, был чуть ли не единственным иностранцем-волонтером в итальянской морской авиации. После Перемирия он некоторое время служил в Воздушных силах ARN, затем возглавлял частную авиатранспортную компанию, а в 1923-м решил попробовать свои силы в политике - и быстро сделал карьеру в рядах Радикальной партии.Красноречивый и амбициозный Паулуччи был избран в парламент, где занял пост заместителя председателя комиссии по военным делам. Его приход в морское министерство нарушил все неписаные традиции - раньше это ведомство возглавляли отставные адмиралы или коммодоры, не имевшие парламентского опыта. Теперь министром стал человек, умевший находить общий язык и с моряками, и с депутатами.

В лице Паулуччи "летуны" обрели очень сильного союзника. Через месяц после вступления в должность новый министр рекомендовал правительству принять предложение Великобритании - и купить авианосец Unicorn, несостоявшийся систершип линкора Patria. За этот корабль Республика уже получила от британцев компенсацию в виде нескольких подводных лодок и легкого крейсера. Теперь его готовы были продать за два миллиона фунтов стерлингов.

Перспектива обзавестись вторым авианосцем, вошедшим в строй всего два года назад, представлялась весьма привлекательной. Мешало одно обстоятельство: отсутствие бюджета. Запрашивать у парламента дополнительные ассигнования после "адмиральского скандала" было невозможно. Паулуччи разработал схему, которая вызвала массу скептических ухмылок, но в итоге оказалась выигрышной: специальный заем плюс сбор народных пожертвований плюс выручка от продажи Аргентине двух еще недостроенных эсминцев и одного крейсера.

Облигации морского займа (на пять лет, под 5% годовых) были в считанные дни раскуплены банками. Сбор средств у частных лиц дал ошеломляющие результаты - всего за один месяц граждане пожертвовали 350 тысяч ф.ст., на 100 тысяч больше, чем ожидал Паулуччи. "Народ предоставил флоту подлинный кредит доверия", - сказал растроганный министр. В ноябре 1926 года на авианосце, стоявшем в Девонпорте, подняли флаг Республики, а в январе 1927-го он прибыл в Кор.

ARNS Ocean (б. HMS Unicorn) стал предпоследним крупным кораблем, зачисленным в списки ARN в 1920-е годы. С завершением постройки крейсера Port Baleen (заменившего одноименный "большой скаут" - ветерана Великой войны) численность флота неуклонно сокращалась. В 1928-1931 гг. на каждые три списанные или переведенных в резерв боевые единицы приходилась лишь одна новая. Правда, не все списанные корабли шли на слом - часть передали в Береговую оборону. Эхо скандала становилось все тише - не в последнюю очередь благодаря поведению новых высших офицеров, незапятнанных коррупцией, отказавшихся от повышения в звании и надбавок к жалованью (мораторий действовал целых пять лет). Депутаты безропотно голосовали за военно-морской бюджет, "похудевший" на 10%. Самолеты стоили куда дешевле, чем корабли. С другой стороны, ассигнования на резерв флота и вспомогательные силы увеличились почти втрое - борьба с пиратством требовала немалых сил и средств.

Менялась не только структура расходов. В Адмиралтействе вспомнили о старом добром правиле - "не ставить Республику в зависимость от военных поставок из одной страны" и направили технические делегации на заводы Лиги, Франции, Италии, Германии, Швеции, Швейцарии, Чехословакии и Федерации. Поездки дали самые разные результаты - от скоропалительного заключения контракта на поставку еще толком не испытанных французских 90-мм зениток (от которых флот впоследствии отказался) до комплексной программы развития корабельной артиллерии. На этой программе следует остановиться подробнее.

Флот был заинтересован в универсальном орудии калибра 105 мм. Запас трофейных и "репарационных" стволов еще не был исчерпан, многие из них были установлены на зенитные лафеты - однако новые корабли, находившиеся в стадии проектирования, планировалось вооружать спаренными установками с электроприводом. За работу по созданию пушки и установки взялись на чехословацком заводе "Шкода" в Пльзене. Тот же завод получил заказ на проектирование новой 120-мм пушки с большим углом возвышения и - чуть позже - 10-дюймового орудия. К этому времени идея "суперкрейсера" вновь стала занимать умы, и Адмиралтейство затребовало эскизные проекты, указав, что главный калибр должен быть размещен в четырех двухорудийных башнях. Все представленные проекты были безжалостно забракованы (на самый вопиющий из них можно полюбоваться здесь). И начались долгие консультации со скромным проектным бюро, зарегистрированном в Гааге...

Продолжение следует

Views: 253

Comment

You need to be a member of Tarrantry to add comments!

Join Tarrantry

Comment by lord_k on May 26, 2014 at 11:28am

Ситуация с авиатранспортами (я предпочитаю пользоваться старым термином) будет разъяснена в следующей части поста.

Что касается Береговой обороны - то это в первую очередь береговая артиллерия, а не морские пограничники. Несколько старых кораблей были поставлены в гаванях как блокшивы. Часть из них сохранила вооружение, остальные разоружили и переоборудовали в казармы или склады.

Comment by Kettel on May 24, 2014 at 12:44am

Очень интересно!

Возник такой вопрос: какова позиция господина Паулуччи относительно гидроавианосцев? Насколько я понимаю, они должны быть дешевле "настоящих" авианосцев и могли бы сыграть немалую роль в деле становления морской авиации и подготовки морских лётчиков. В тех же Британии и Франции они были весьма распространены в описываемый период времени.

P.S. "... часть передали в Береговую оборону" - вот и первая официальная ссылка на береговую охрану АР :) *thumbsup*

© 2024   Created by lord_k.   Powered by

Report an Issue  |  Terms of Service